Работа с детьми с дальнозоркостью

Разделы: Работа с дошкольниками

В последние годы в нашей странеразвернулась значительная сетьспециализированных детских садов и групп длядетей, страдающих различными глазнымизаболеваниями.

В нашем Центре развития ребенка такжевот уже более десяти лет функционируютспециализированные группы для детей снарушением зрения. Эти группы посещают дети,имеющие различные зрительные патологии и низкуюостроту зрения. Так чаще всего самымираспространенными диагнозами являются:дальнозоркость с косоглазием (чаще всего сосходящимся), дальнозоркий астигматизм,близорукость. Все чаще в детский сад сталиприходить дети с более сложными диагнозами,например, такими как: отслоение сетчатки,амблиопия высокой степени, блефароптоз, естьдети-инвалиды по зрению.

Имеющийся опыт организациилечебно-восстановительной работы в условияхЦентра развития ребенка показывает, чтоэффективность лечения в таких группах выше, чем вкабинете охраны зрения при детской поликлинике.Это объясняется системностью лечения исочетанием его с коррекционно-педагогическойработой:

  • Коррекция – в переводе означает “исправление”. Врач-офтальмолог регулярно один раз в неделю проводит осмотр детей, уточняет и назначает лечение; определяет зрительную нагрузку для каждого ребенка. Дети получают лечение в специально организованном ортоптическом кабинете, с помощью современной лечебно-медицинской аппаратуры: (ПОТ – периометрический офтальмологический тренажер, предназначен для лечения амблиопии, для улучшения глазодвигательных функций; ЛКА-1, предназначен для лечения всех видов косоглазия и восстановления бинокулярного зрения; электростимулятор – для тренировки мышц аккомодации) и др.
  • Учителя-дефектологи же используют на занятиях психофизиологические методики, которые направлены на коррекцию нарушения зрительного восприятия основных свойств предметов и изображений (формы, размера, цвета) в условиях различной адаптации и пространственной локализации. Эти методики реализуются с помощью специальных психофизиологических стимуляторов, позволяющих варьировать форму, цвет, размер, яркость, контраст и менять условия стимуляции (адаптацию, фиксацию, частоту и время).

Основные задачикоррекционно-педагогической работы с детьми снарушением зрения

  1. Активизация зрительных функций (зрительные нагрузки): повышение остроты зрения. Это различные мозаики, домино, лото, бусы, обводка, т.е. фиксация на мелких предметах. (Близоруким нагрузки не давать вообще или соблюдать осторожность).
  2. Тренировка сетчатки глаза. Упражнения с цветными предметами – яркими, крупными. Формирование цветоразличения основных цветов и оттенков.
  3. Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поля зрения.
  4. Развитие устойчивой зрительной фиксации (локализации): использовать красную точку на белом фоне. Смотреть, видеть, напрягать зрение. Восстановление пространственной локализации.
  5. Выработка бинокулярного зрения.
  6. Развитие стереоскопического зрения.

Организациякоррекционно-педагогической работы

При поступлении детей в группу снарушением зрения учитель-дефектолог тщательноизучает и анализирует анамнез каждого ребенка,беседует с родителями; совместно сврачом-офтальмологом определяет индивидуальнуюзрительную нагрузку; проводит первичнуюдиагностику уровня развития зрительноговосприятия. Итогом такой предварительной работыявляется составление плана индивидуальнойработы по развитию зрительного восприятия скаждым ребенком, который основывается назрительном диагнозе, уровне развития исамостоятельности при выполнении заданий.

Методологической основойкоррекционно-педагогического процесса являютсяпрограмма для детей с нарушением зрения подредакцией Л.И. Плаксиной. Если говорить окоррекционно- педагогическом процессе в целом,то он строится так, чтобы повысить остроту зрениядетей и закрепить достигнутые результаты поустранению косоглазия и амблиопии. Всяучебно-воспитательная и коррекционная работаосуществляется в условиях тесной взаимосвязи ислаженной работы всех педагогов и специалистов(учителя-дефектолога, воспитателей, инструкторапо физической культуре, педагога-психолога,воспитателя по изо, учителя-логопеда), работающихс этими детьми.

С этой целью в начале учебного годаучителем –дефектологом составляется памятка “Рекомендациипо проведению коррекционной работы в группе снарушением зрения”. В ней фиксируетсяследующие индивидуальные данные на каждогоребенка:

  • Зрительный диагноз и диагноз сопутствовающего заболевания;
  • Зрительные нагрузки, тренировочные упражнения, преследующие лечебные цели;
  • Практические рекомендации педагогам при реализации коррекционно-педагогических задач в разных видах деятельности;
  • Необходимые ограничения, записываются их характер и срок, на который они установлены, особенно на период атропинизации;
  • Группа здоровья по зрению и по физкультуре отдельно;
  • Офтальмологические требования при работе с наглядностью.

Вышеперечисленные рекомендациивыполняются всеми педагогами, работающими сэтими детьми.

Индивидуальная работа по развитиюзрительного восприятия ведется в сочетании сфронтальной и подгрупповой работой. Специфичнойчастью этих занятий является, во-первых,зрительная гимнастика. Так, с детьми, имеющимирасходящееся косоглазие, используетсяупражнение на усиление аккомодации (взор вниз и вблизь). Во- вторых, строгий учетофтальмологических требований при работе снаглядностью. (См. Приложение №1).

В конце учебного годаучителем-дефектологом проводится вторичнаядиагностика зрительного развития. Целью, которойявляется выявление результативности работы поразвитию зрительного восприятия ребенка и принеобходимости коррекция плана индивидуальнойработы по развитию зрительного восприятия.

Взаимосвязь лечебно-восстановительнойи коррекционно –педагогической работы поразвитию зрительного восприятия

Обучение и воспитание в нашем детскомсаду для детей с нарушением зрения направлено нараннюю коррекцию и компенсацию вторичныхотклонений в развитии детей, осуществлениелечебно- восстановительной работы поисправлению косоглазия и амблиопии, а такжеуспешную подготовку детей к обучению в школе.Успешность решения этих задач зависит от того,как тесно они будут взаимосвязаны. В связи с этимявляется важным развитие зрения и зрительноговосприятия, т.к. неполноценность первогообуславливает недостаточное развитие способовзрительного восприятия, зрительной ориентациипри активном упражнении и активизациизрительных функций.

Например, в период плеоптическоголечения, направленного на повышение остротызрения по рекомендации врача-офтольмолога назанятиях детям необходимо дать задания понанизыванию бус, обводке через кальку контурныхизображений, выкладыванию из мозаики. Младшимдетям для обводки давать простые крупныепредметы (шар, мяч, яблоко и т.д.). Детям постарше -сюжетные картинки. В период лечения методомпрямой окклюзии у детей на косящем глазу оченьнизкая острота зрения, поэтому при рисовании идля обводки следует использовать трафареты,контурные изображения. Во время индивидуальнойработы необходимо включать упражнения дляразвития зрительного восприятия (на выделениеформы, цвета, величины и пространственногоположения предметов). Например, “Найди такой жепредмет”, “Подбери одинаковые предметы”, “Чтоот тебя ближе, дальше”, “Составь из частейцелое” и др. В процессе таких упражнений детиучатся сличению, узнаванию, классификациипредметов по основным признакам.

В период плеоптического лечения детеймладшего возраста можно использовать игры сматрешками, пирамидками, игрушками-вкладышами,например, “Собери матрешку”. Использование игр,в которых дети составляют из частей целое(матрешки, разрезные лото) заставляют детейактивно вглядываться, включать все зрительныефункции в процесс рассматривания. Активно влияютна развитие остроты зрения игры-лабиринты.Например, на картинке изображены различныеживотные, от каждого из них отходят линии, детипрослеживают по линиям и в конце линииобнаруживают изображение того, чем питаютсяживотные: коза любит капусту, заяц – морковку ит.д.

Самое главное, важно помнить, чтодидактические игры и задания для развития зренияподбираются индивидуально для каждого ребенка, взависимости от состояния зрения и периодавосстановительного лечения. Так, например, привысокой степени амблиопии предметы и ихизображения даются более крупные, а по мереповышения остроты зрения размеры пособийуменьшаются. Самые мелкие предметы не должныбыть менее 2 см., т.к. у детей с нарушениями зрениястрадает и развитие мелкой моторики рук. Вседанные об индивидуальной зрительной нагрузкедля каждого ребенка должны быть записаны вособой тетради здоровья.

Для активизации зрения с косоглазием впериод плеоптического лечения можноиспользовать такой интересный методическийприем, как дидактические игры сэлектрифицированными игрушками, например, слазерным фонариком “Где зажегся фонарик”, в томчисле авторские пособия: “Разноцветныеэлектрические огоньки” (с какого цвета началосьвключение и каким цветом закончилось), “Экранзаданий” (при правильном ответе загораетсясветовой сигнал или раздается звуковой сигнал). Впериод восстановления остроты зрения важносистематически упражнять амблиотичный глаз навыделение формы, цвета, величины предметов, ихизображений. В зависимости от рефракции(близорукости или дальнозоркости) система работыпо повышению остроты зрения неодинакова. Придальнозоркой рефракции рекомендуется усиленнаязрительная нагрузка и применяются пособия иматериалы более мелкого размера. Приблизорукости не допускается зрительная нагрузкаи пособия даются крупного размера. Вотконкретный пример индивидуального подхода назанятиях.

Вероника Е., диагноз: сходящеесясодружественное косоглазие, амблиопия среднейстепени, гиперметропия. Острота зрения правогоглаза - 0,2, левого - 0,8; характер зрениямонокулярный. Девочке назначен курсплеоптического лечения, направленного наповышение остроты зрения хуже видящего глаза. Назанятиях ей предлагаются объемные игрушки,реальные предметы, обводка через кальку, поконтуру, работа с мелким строительнымматериалом. Девочке рекомендована врачом-офтальмологом интенсивная зрительная нагрузка.

В период ортоптического лечения(развития фузии- слияния двух изображений в одно)косоглазия очень важно провести специальнуюподготовку к лечению на синоптофоре. Для этогоиспользуются такие упражнения, как накладываниеодного изображения на другое. Например, на листебелой бумаги нарисованы контурные изображенияживотных, растений и даны вырезанные из цветнойили черной бумаги точные копии этих изображений,дети должны наложить их на нарисованныеизображения.

В играх на прослеживание движущихсяобъектов у детей развиваются глазодвигательныефункции. Для этого можно использовать игры типа“Прокати шар в ворота”, “Попади в цель”.

В период выработки стереоскопическогозрения (развития трехмерного видения) особенноэффективны настольные игры “Футбол”,“Бильярд”, “Набрось кольцо”, а также игры сразными конструкторами, мозаиками.

Говоря о результатах коррекционно-педагогической работы на занятиях позрительному восприятию, хочется отметить, что,после четырехлетнего пребывания вспециализированной группе с нарушением зрения, увсех детей повысилась острота зрения, улучшиласьклиническая картина офтальмологическогозаболевания, некоторым из них даже отменилиношение очков. В то же время, был отмечен высокийуровень подготовленности детей к обучению вшколе, вследствие того, что у них посредствомцеленаправленных ежедневных занятий былиразвиты такие важные психические процессы, какпроизвольное зрительное внимание, память,наглядно-образное мышление, воображение;сформированы следующие качества характера:аккуратность, усидчивость; развита мелкаямоторика.

Приложения

Источник: http://festival.1september.ru/articles/504911/

  • Автор: Gabi_s
  • 23.02.2015, 12:31
  • Посмотрели: 2358


Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Сорбифер дурулес для диабетиков