Игровая деятельность с нарушением слуха курсовая методики

Системы обучения и воспитания детей с нарушением слуха: личностно-деятельная, интегрированная, билингвистическая, верботональная и Штайнеровская педагогика. Инклюзивное обучение детей и кохлеарная имплантация в реабилитации лиц с нарушением слуха.

Рубрика: Педагогика
Вид: курсовая работа
Язык: русский
Дата добавления: 04.05.2014
Размер файла: 52,6 K


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.


1. Особенности интегрированного обучения детей с нарушением слуха
Возможности включения ребенка с нарушением слуха в совместное обучение, особенности адекватной образовательной среды, методика требуемой коррекционной помощи. Положительные и отрицательные стороны образовательной интеграции детей с нарушением слуха.
курсовая работа [50,1 K], добавлен 09.12.2014

2. Стратегии воспитания в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха
Реакции родителей на рождение ребенка с нарушением слуха, стратегии воспитания и проблемы взаимоотношений в семьях, имеющих таких детей. Цели, задачи, этапы работы с семьями, воспитывающих детей с нарушением слуха, формы и особенности помощи им.
курсовая работа [57,7 K], добавлен 27.09.2013

3. История становления и развития дошкольных учреждений для детей с нарушением слуха в Красноярском крае
Характеристика детей с нарушениями слуха. Современное состояние воспитания глухих и слабослышащих дошкольников. Основные проблемы и особенности развития системы специального дошкольного образования для детей с нарушением слуха в Красноярском крае.
дипломная работа [61,0 K], добавлен 18.02.2012

4. Учет особенностей развития речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарной имплантацией в работе сурдопедагога
Методы исследования особенностей речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарной имплантацией. Оказание медицинской и педагогической помощи ребенку с нарушением слуха, методы реабилитации. Психолого-педагогическая характеристика детей.
курсовая работа [99,7 K], добавлен 13.08.2014

5. Психолого-педагогическая работа с семьёй, воспитывающей ребёнка с нарушением слуха
Психофизиологические особенности детей с нарушением слуха. Социальная и психолого-педагогическая работа с детьми-инвалидами и их семьями в Республике Беларусь. Особенности психолого-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха.
курсовая работа [53,0 K], добавлен 28.10.2010

6. Развитие коммуникативных умений младших школьников с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности
Психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Условия формирования коммуникативных навыков младших школьников с нарушением слуха. Методы и приемы, используемые для формирования коммуникативных умений.
курсовая работа [51,0 K], добавлен 11.08.2014

7. Роль внеклассной работы в формировании математических знаний и умений у учащихся с нарушением слуха
Основные проблемы формирования математических знаний и умений у учащихся с нарушением слуха во внеклассной работе. Моделирование педагогического процесса по формированию математических знаний и умений у детей с нарушением слуха во внеклассное время.
курсовая работа [46,7 K], добавлен 14.05.2011

8. Формирование творчески активной личности глухих и слабослышащих учащихся
Развитие воображения в онтогенезе. Особенности процесса развития воображения у детей с нарушением слуха. Развитие творческого воображения у детей с нарушением слуха на занятиях изобразительной деятельностью. Формирование изобразительных умений.
курсовая работа [2,4 M], добавлен 24.02.2012

9. Разработка системы игровых мероприятий по социализации младших дошкольников, имеющих нарушения в слуховом развитии с целью наиболее эффективной социализации
Особенности социализации и интеграции игровой деятельности дошкольников с нарушением слуха в общество здоровых детей. Методы социального развития таких детей. Экспериментальное исследование социального развития младших дошкольников с нарушением слуха.
дипломная работа [300,7 K], добавлен 15.05.2011

10. Влияние стилей семейного воспитания на процесс формирования базовых качеств личности ребенка с нарушением слуха, в сравнительном аспекте с нормально слышащими детьми
Формирование личности, развитие личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Изучение и исследование стилей семейного воспитания. Рекомендации родителям по созданию благоприятных условий для развития личности детей с нарушениями слуха.
дипломная работа [62,2 K], добавлен 04.02.2011

Другие документы, подобные Современные теории, тенденции и системы обучения и воспитания детей с нарушением слуха


Страница:  1   2 

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Рассмотреть закономерности и принципы обучения и воспитания

2. Охарактеризовать проблемы воспитания и обучения детей с нарушением слуха.

3. Проанализировать современные тенденции обучения детей с нарушением слуха.

4. Проанализировать современные теории и системы обучения и воспитания детей с нарушением.

5. Для реализации задач исследования использовался комплекс теоретических методов исследования: анализ литературы по теме исследования.

обучение нарушение слух верботональный

Чтобы проанализировать, как менялась проблема обучения и воспитания детей с нарушением слуха на различных этапах становления и развития сурдопедагоги обратимся к таблице 1 (см. в приложении).

Анализ исторически сложившихся подходов к воспитанию и обучению глухих и слабослышащих позволяет выявить, что на разных исторических этапах развития сурдопедагогики отношение к людям с нарушением слуха, и в целом к глухоте менялось. Интерес к глухоте, как к заболеванию, а также развитие сурдопедагогической теории и практики началось в эпоху Возрождения. Дальнейшее развитие сурдопедагогической мысли характеризовалось появлением в разных странах методов обучения и воспитания глухих детей, таких как "мимический метод", "чистый устный метод", "смешанный метод" и других. Во второй половине XVIII века открывались училища, в которых усилия педагогов были направлены на определение задач воспитания, выявление возможностей глухих в обучении, умственном и нравственном развитии. Так, на смену индивидуального обучения пришло коллективное.

Во второй половине XVIII века в Англии, Германии, Австрии, Франции создаются первые школы, а в России, после призренческих учреждений, куда отправляли глухих, стали появляться воспитательные дома, в которых оформилась система приютского воспитания глухих детей. Мимическая и устная системы обучения глухих появились в России в XIX веке вместе с открытием первой школы для глухих детей в Павловске.

В. И. Флери, Г. А. Гурцов, И. Я. Селезнев, А. Ф. Остроградский, И. А. Васильев, Н.М. Лаговский, Ф. А. Рау - вот имена известных сурдопедагогов, которые положили начало развитию российской сурдопедагогики XIX века. Система обучения в то время опиралась на использование в учебном процессе словесного и жестового языков, но в конце века преимуществом стала пользоваться устная словесная система.

С начала XX века в России начинает развиваться дошкольное обучение детей с нарушенным слухом. Огромный вклад в систему развития детских садов, теории и практики дошкольного обучения и воспитания вложили супруги Ф. А. и Н. А. Рау, Е. Ф. Рау, Н. М. Лаговский, Н. К. Патканова, Б. Д. Корсунская.

Особенной плодотворностью отличается период 50-60-х гг., когда целая плеяда ученых, проводивших исследования (Р. М. Боскис, А. И. Дьячков, С. А. Зыков, Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина, В. И. Бельтюков, А. Г. Зикеев, К. Г. Коровин, Б. Д. Корсунская, А. Ф. Понгильская, Э. И. Леонгард, Т. А. Власова, Г. Л. Зайцева, Л. П. Носкова, Е. П. Кузьмичева и др.) сделала прорыв в сурдопедагогической науке. Разработанная Р. М. Боскис педагогическая классификация стала основанием для организации дифференцированного обучения слабослышащих детей в специальной школе, включающей два отделения. Под руководством С. А. Зыкова была разработана новая система обучения глухих детей языку по принципу формирования речевого общения. Исследования Ф. Ф. Pay и Н. Ф. Слезиной привели к созданию концентрического метода обучения произношению, в основе которого лежит использование сокращенной системы фонем. Р. М. Боскис, А. Г. Зикеевым, К. Г. Коровиным была разработана система обучения языку слабослышащих детей, учитывающая своеобразие их речевого развития. Из этого следует, что в течение десятилетий создавалась оригинальная советская система воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей. По мнению Назаровой Н. М. ее отличало следующее [15]:

1) Ориентация содержания обучения на массовую систему образования;

2) Внимание к формированию и развитию словесной, и в том числе устной речи, к развитию слухового восприятия и обучению их использованию в познавательной деятельности, в учебном процессе;

3) Использование жестового языка как вспомогательного средства воспитания и обучения;

4) Создание и внедрение в образовательный процесс деятельностного подхода к обучению (С. А. Зыков и др.)

Во второй половине XX века в Европе, США и других странах стали развиваться интеграционные идеи, почвой которых стал ощутимый прогресс в области слухопротезирования, создания системы раннего выявления, ранней педагогической помощи детям с нарушением слуха, что привело к включению немалого числа детей с нарушениями слуха в образовательные учреждения общего типа, сокращению числа школ для глухих детей. В связи с этим начали появляться новые подходы в обучении детей с нарушением слуха, ведущими из которых стали тенденция интеграции и система билингвистического подхода.

В 90-гг. в отечественной сурдопедагогике появились альтернативные подходы, так как значительные демократические и гуманистические тенденции в развитии мирового сообщества, принесшие новый опыт образования и социальной интергации детей с нарушением слуха, позволили пересмотреть устоявшуюся систему и начать поиск новой образовательной парадигмы.

· Программа "Реабилитация глухих и слабослышащих детей и их интеграция в общество слышащих", разработанная научно-педагогическим коллективом под руководством Э. И. Леонгард, которая реализуется с помощью методики "Формирование и развитие речевого слуха и речевого общения у детей с нарушенным слухом" (И.М. Гилевич, Л.И.Тигранова, Э.В. Миронова, Н.Д. Шматко);

· Билингвистическая система обучения (жестовая речь признается в качестве полноценного средства обучения, является исходной

· и ведущей формой речи в учебном процессе). Представителями данного подхода в России являются Г. Л. Зайцева и ее последователи А. А. Комарова и Т. П. Давиденко.

· Верботональный метод, разработанный доктором П. Губериной (г. Загреб, Хорватия), где особое значение придается комплексной диагностике слухового восприятия, включающей тональную, верботональную и речевую аудиометрию, функциональную диагностику слуха (определение оптимального слухового поля и др.) с использованием оригинальных технических средств; на основе этих

· и других данных составляется индивидуальный план

· слухоречевой реабилитации каждого ребенка. Сторонники, реализующие этот метод в России - Л. И. Руленкова и Л. А. Черкасова;

· Штайнеровская педагогика, направленная на развитие личности ребенка с использованием в процессе воспитания живописи, музыки, движений, а также развитие природных задатков и творческих способностей ребенка;

· Инклюзивное образование, предполагающее доступность обучения детей с нарушением слуха в массовом образовательном учреждении.

Наряду с совершенствованием системы образования, в России стали появляться и развиваться новые типы учреждений, осуществляющие образовательный процесс, базируясь на современных подходах к обучению детей с нарушенным слухом. Вот некоторые из них:

o интегрированные классы (полная интеграция) в массовой общеобразовательной школе;

o билингвистическая гимназия в Москве (руководитель

o Г.Л. Зайцева)

o Центр психолого-педагогической реабилитации в Зеленограде и центры реабилитации слуха и речи в Нерюнгри

o (Якутия), Владивостоке, Хабаровске, Тольятти и других

o городах, работающие по верботональной системе

o обучения. Центр слуха и речи "Верботон";

o школа-интернат № 65 г. Москвы, где в сентябре 1999 г.

o был открыт первый в истории сурдопедагогики класс,

o работающий на основе использования достижений штайнеровской педагогики;

o Школа № 593 в г. Санкт-Петербурге с 2006 года реализующая программу инклюзивного образования. Центр инклюзивного образования "Я слышу мир" на базе Гимназии №56;

o Центры, которые реализуют программу реабилитации детей после кохлеарной имплантации в России "Я слышу мир!"

o и др.

Таким образом, развитие науки, достижения в области медицины, демократические и гуманистические тенденции в развитии мирового сообщества принесли новый опыт образования детей с нарушением слуха. Мировой прорыв позитивным образом отразился на отечественной сурдопедагогике и способствовал пересмотру традиционной системы обучения. На сегодняшний день в современной сурдопедагогике существует множество подходов, различных по философским и методологическим концепциям, базирующихся на различном понимании целей и методов обучения детей с нарушением слуха. Создание и развитие новых типов учреждений позволяет успешно реализовывать инновационные идеи в обучении, реабилитации и социализации детей с нарушением слуха.

Согласно личностному подходу в центре обучения находится сам ребенок, его особенности в когнитивной, личностной, мотивационной сферах, формирование у него адекватного самосознания.

Учитель в контексте такого подхода определяет учебные цели и задачи урока и организует весь учебный процесс, исходя из особенностей темперамента, характера, возможностей, способностей и интересов каждого ребенка (см. схему 2).

Центральным ядром в личностно-ориентированном обучении являются представления ребенка о самом себе, его самооценка, именуемая "Я - образ".

Учась познавать и уважать свое "Я", ребенок затем идет дальше - к признанию и уважению своего окружения: родителей, близких, друзей, сверстников, взрослых. Постепенно познавая общество и природу, обучаясь взаимодействию, он начинает ощущать себя неотъемлемой частью большого и сложного мира, где все взаимосвязано.

Рассматривая возможности реализации личностно ориентированного подхода в обучении детей с нарушениями слуха, мы исходим из положения Л.С Выготского [3] о том, что каждый "аномальный" ребенок - это, прежде всего, ребенок, а затем только ребенок, имеющий те или иные нарушения.

Очень важно строить программы для разных возрастов с учетом возрастных особенностей личностного развития. Для младшего школьного возраста это учет интересов детей к окружающему миру, для среднего школьного возраста - учет интересов подростков к своему внутреннему миру; для старшеклассников - учет личностного развития, возрастной личностной зрелости.

Одна из важнейших задач современной школы состоит в создании доверительного, подлинно демократичного стиля общения.

В обучении необходимо иметь в виду разные "социальные" роли мальчиков и девочек в будущем. Поэтому в мальчике необходимо развивать чувство ответственности, уважения к девочке. Девочку надо учить быть отзывчивой, доброй, внимательной.

Каждый ребенок имеет определенный тип нервной системы, в соответствии с которым выделяются четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик, обладающие своими особенностями. Детям с разным темпераментом нужен разный темп, разный режим работы и разное, но всегда доброе и уважительное, понимающее отношение учителя.

Индивидуальные различия касаются и познавательной сферы: одни дети имеют преимущественно визуальный (зрительный) тип восприятия информации, другие - слуховой, третьи - кинетический (двигательный) тип или тактильный.

Для выработки сосредоточенности у каждого ребенка необходимо предусматривать включение разных анализаторов в познавательную деятельность: зрительного, моторно-двигательного.

Необходимо учитывать преобладающий тип сигнальной системы, в соответствии с которым выделяются три типа людей: художественный, мыслительный и средний тип.

Существенной характеристикой деятельности является ее мотивированность. Наряду с внутренними мотивами деятельность побуждается соревновательными и внешними (широкими социальными или узколичными) мотивами. В учебный процесс должны быть включены внутренние, познавательные мотивы.

При современном подходе происходит переориентация традиционного обучения на постановку и решение самими школьниками учебных задач (практических, познавательных, коммуникативных) на самоконтроль, самооценку, рефлексию.

При организации учебного процесса важно широко использовать диалогическое общение. Общение через диалог - это условие реализации субъект-субъектных отношений.

Таким образом, можно говорить о том, что личностно-деятельностный подход предполагает новые формы организации обучения, которые давно утвердились в практике лучших учителей школы для неслышащих детей, начиная с введения в учебный план специальной школы (1972) предмета - предметно-практическое обучение. Сущность педагогического процесса в современной школе для детей с нарушениями слуха заключается не только в передаче социального опыта взрослыми и усвоение его детьми, а главным образом во всестороннем гармоническом развитии личности на различных возрастных этапах и направленности на свободное и творческое самоопределение индивидуальности.

Научно-практическое решение вопроса интеграции глухих в общество прежде всего связано с пониманием сущности данного процесса. Интеграция в современной философии определяется как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.

Действующая система коррекционного обучения глухих и слабослышащих в специальной школе направлена на их развитие, достижение высокого общеобразовательного уровня с учетом возможностей каждого ребенка и его социальной адаптации. При этом в системе специального обучения могут быть полно реализованы основные принципы интеграции.

Обучение лиц с нарушениями слуха на всех этапах направлено на формирование словесной речи и развитие гуманно-сотруднических связей в коллективе сверстников. Это находит отражение в программном содержании и методах специального обучения.

В существующей в нашей стране традиционной системе обучения при условии достижения высокого уровня развития ребенка за счет специальных коррекционных методов и путей обучения обеспечивается интеграция лиц с нарушениями слуха в общество.

Ведущей тенденцией развития системы образования для детей с особыми потребностями становится включение в общий поток, или интеграция. Переход к интегрированным формам обучения, признание всех детей, независимо от степени тяжести нарушения, обучаемыми, реконструкция системы специального обучения стали следствием демократизации западноевропейского общества, развития тенденций гарантированного обеспечения прав каждому. Этот этап эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии начинается в мировом сообществе в 70-е гг. XX в.

Различают экстернальную и интернальную интеграцию. Первая предполагает интегрированное (совместное) обучение детей с проблемами слуха и нормально слышащих; вторая - совместное обучение глухих и слабослышащих детей.

Отечественная практика специального образования располагает экспериментально апробированным подходом к интеграции детей с нарушениями слуха. Внедрение этого подхода означает продвижение на пути создания государственной системы раннего выявления и ранней психолого-педагогической коррекции, т. е. продвижение на пути создания нового фундамента национальной системы образования лиц с проблемами, делающего возможным для каждого ребенка выбор одного из двух путей получения образования: интегрированного или дифференцированного специального образования.

Проблемой поиска оптимального подхода в интергации занимаются такие сурдопедагоги как Л.В. Андреева, Л.С Волкова, Т.С Зыкова, В.З. Кантор, Э.И. Леонгард, Е.П. Кузьмичева, Н.М. Назарова, М.И. Никитина, Е.Г. Речицкая, Н.Д. Шматко, Л.М. Шипицына и др.

Наиболее эффективно с проблемой интеграции справляются учреждения комбинированного типа, имеющие как обычные, так и специальные дошкольные группы и школьные классы. В таких условиях возможно оптимальное решение интегративных задач, используя одну из возможных моделей [21](см. схему 3):

1. Комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных воспитываются в группах и классах вместе со слышащими детьми, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога.

2. Частичная интеграция, при которой дети с проблемами в развитии, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в массовые группы и классы лишь на часть дня (например, на его вторую половину).

3. Временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми ребятами не реже 1-2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.

Реализация этих моделей предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога, который помогает педагогам в организации воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии в коллективе здоровых сверстников. Для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически подготовлены к совместному со здоровыми сверстниками обучению, может быть эффективна полная интеграция. Такие дети по 1-2 человека включаются в обычные группы детского сада и классы школы.

При решении вопроса об интеграции ребенка с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся детей следует учитывать ряд условий, которые условно, как полагают исследователи (Н.Д. Шматко, Миронова) [14], можно разделить на внутренние и внешние. К внешним показателям относится система условий, в которых должно происходить обучение и развитие ребенка, к внутренним - уровень его психофизического и речевого развития.

Опыт показывает, что организация интегрированных мероприятий в условиях совместного пребывания в смешанном коллективе, способствующих интенсивному формированию навыков социальной адаптации, является наиболее продуктивной формой работы.

Таким образом, интеграция достигается за счет целенаправленного формирования интегративных свойств и качеств личности как важнейших психологических компонентов этого явления. Модели интергации организованы с учетом развития каждого ребенка. Эффективная интеграция возможна лишь в условиях постоянного совершенствования систем массового и общеобразовательного специального образования и их адекватного взаимодействия.

2.3 Билингвистическая система обучения

Билингвистический подход к обучению в отечественной сурдопедагогике считается относительно новой педагогической системой возникшей на Западе в 80-е годы XX века. Сторонники билингвизма придерживаются того мнения, что обучение глухих детей должно проходить в условиях использования словесно-жестового двуязычия на протяжении всего процесса обучения, а словесный язык должен изучаться как второй. В доказательство данной точки зрения приводятся фундаментальные исследования национальных жестовых языков сделанные в 70-е годы XX века В. Стоку, М. Бреннон, Г. Л. Зайцевой, которые доказали, что жестовые языки - полноценные, сложные и богатые лингвистические системы со своей особой грамматикой, лексикой, морфологией. Еще Выготский в начале 30-х годов отмечал возможность использования жестового языка в обучении, говоря о том, что необходимым условием коренного улучшения воспитания глухих детей является максимальное использование всех видов речи.

Использование билингвизма в сурдопедагогике имеет ряд причин. Во-первых, это коренное изменение в отношении жестового языка, признание его полноценной системой. Во-вторых, изменилось и отношение к глухим людям, взамен "инвалида", пришел человек с ограниченной возможностью, а именно индивидуальность, которая идет по своему особому пути развития. В- третьих, американские исследования доказали, что глухие дети глухих родителей имеют высокие показатели в обучении, это значит что ранее использование жестового языка является залогом успешного обучения.

Билингвистический подход является весьма популярной системой обучения за рубежом. Билингвизм уже стал государственной системой в Скандинавии, а в Великобритании половина школ глухих обучаются в рамках билингвистической системы. Его применяют многие школы Австралии и Тихоокеанского региона, в Африке, а также в ряде школ США, Канады, в Голландии, Германии, Бельгии, Швейцарии и Эстонии. В России работает одна билингвистическая гимназия, существующая с 1992 года в Москве под руководством профессора Г. Л. Зайцевой.

Как отмечает Зайцева [6] и другие специалисты, использование жестового языка в учебно-воспитательном процессе устраняет все коммуникативные барьеры между учащимися и педагогами и создает искренние и доверительные отношения между детьми и взрослыми, обеспечивая эмоционально окрашенное обучение. Устранение коммуникативных барьеров позволяет значительно увеличить объем учебной информации, ускорить ее передачу и восприятие учащимися. Это помогает расширить учебных предметов и областей знаний, ранее недоступных глухим школьникам, например, иностранный язык. Зарубежный опыт свидетельствует о возможности прохождения учебной программы неслышащими учениками в те же сроки, которые предусмотрены для слышащих. Дети, обучающиеся по билингвистической системе имеют более широкий общий кругозор, более глубокие знания по языку и математике, они лучше социально адаптированы чем дети, обучающие по традиционной системе на основе словесной речи.

Однако существуют и ряд нерешенных проблемы, касающиеся обучения в рамках билингвистической системе, например, поиск оптимального соотношения жестового и словесного языка в процессе обучения, разработка дидактических основ учебного процесса на основе жестового языка, а также подготовка квалифицированных сурдопедагогов в условиях билингвистического подхода.

Верботональная система разработана выдающимся хорватским ученым, академиком П. Губериной в 1951 году используется в сурдопедагогике для диагностики и реабилитации слуха и речи у глухих и слабослышащих.

Международный центр по развитию верботональной системы и обучению кадров во всех областях применения метода СУ ВАГ (SUVAG - "система универсального верботонального слушания Губерины") находится г. Загребе (Хорватия). В России организованно 25 реабилитационных центров, расположенных в 22 городах (Нерюнги, Владивосток, Хабаровск, Иркутск, Астрахань, Тольятти, Самара и др.), которые работают по системе СУВАГ. С 1998 года в Москве открыт Центр слуха и речи "Верботон". На сегодняшний день представителями верботонального метода в России являются Л. И. Руленкова, Е. З. Яхнина, Л. А. Черкасова и др.

Цель верботональной системы - интерграция человека в общество, путем восстановления, в первую очередь, остаточного слухового восприятия, где большую роль играет активизация всех сохранных анализаторов и потенциальных возможностей ребенка с нарушенным слухом.

Л.И. Руленкова, Е.З. Яхнина [21] выделяют следующие основные положения верботональной системы:

• учет в процессе реабилитации детей с нарушениями слуха основных закономерностей психофизического и речевого развития нормально слышащих детей;

• ранняя диагностика (с первых месяцев жизни) и ранняя реабилитация детей с нарушениями слуха;

• комплексный медико-психолого-педагогический подход к диагностике и реабилитации детей;

• целенаправленное постоянное изучение состояния слуховой функции и резервов его развития в условиях использования общепринятых и оригинальных методик

• проведение специальной работы по развитию слухового восприятия как основы формирования устной речи в условиях использования оригинальной электроакустической аппаратуры;

• обеспечение в процессе коррекционной работы общего психофизического развития ребенка;

• применение оригинальных методик коррекционной работы (фонетической ритмики, музыкальной стимуляции, аудиовизуального курса, пиктографической ритмики), базирующихся на комплексном использовании и развитии всех анализаторных систем;

• использование в процессе реабилитации различных форм интеграции ребенка в среду слышащих детей в зависимости от их индивидуальных возможностей;

• организация семейного воспитания как важнейшее условие реабилитации и интеграции ребенка, имеющего нарушение слуха.

Составляющие верботонального метода представлены в схеме 4 (см. приложение)

Таким образом, верботональный метод делает акцент на ранней диагностике, интенсивном использовании различных форм реабилитации с помощью оригинальных электроакустических аппаратов, что в комплексе позволяет добиться у детей развития слухового восприятия, разборчивой интонированной речи, которая дает возможность включаться в широкое речевое общение.

Более чем в 60 странах мира работает около 700 школ, 1200 детских садов, 320 лечебно-педагогических центров -- для детей с проблемами, открыто более 100 институтов по подготовке воспитателей и педагогов для штайнеровской школы. В России в более чем 20 городах функционирует около 30 школ, 50 детских садов. А в 1999 г. в Московской общеобразовательной оздоровительной школе № 65 для глухих детей открылся первый в сурдопедагогике штайнеровский класс, организаторами которого выступили зав. кафедрой сурдопедагогики МПГУ, профессор Е.Г. Речицкая; президент Ассоциации в поддержку штайнеровской педагогики в странах Европы и Азии Эро Пелтонен; к. п. н. И.Л. Соловьева. Его педагогами стали О.И. Герасина, Т.К. Гущина, Е.Н. Самошина, получившие специальную подготовку.

Фундамент штайнеровской педагогики составляет гуманизм, гуманизация, демократизм, автономность школы, открытость системы и социальная направленность. Важным принципом является комплексное изучение сенсомоторной и психофизиологической сферы ребенка, для определения основы, которая и будет опорой для воздействия.

По мнению представителей педагогики Штайнера, центр человеческой свободы и творчества находится не в человеке с его природными и социальными задатками, а именно в его духовном "Я". Именно поэтому, основополагающей целью является воспитание свободных, способных и творчески мыслящих людей, вне зависимости от контекста времени и правящей идеологии. Актуальность вальдорфской педагогики в работе с детьми с нарушением слуха возрастает в условиях интеграции детей в общеобразовательные школы, так как приемы и методы, используемые в педагогике Штайнера, расширяют педагогический арсенал учителей, помогая им справляться с такими проблемами как неуспеваемость, и возможные отклонения в поведении.

Структура штайнеровской педагогики (см. схему 5) состоит из 12 классов общеобразовательной программы, в которой отличительной особенностью является возможность развития способностей без ранней специализации, что дает хорошие предпосылки в правильном выборе профессии. Подготовкой к лицейскому образованию занимается 13-ый класс, а подготовительный класс направлен на оздоровление будущих школьников.

В первые годы обучение и воспитание носят подчеркнуто практически-деятельностный характер (рукоделие, ручной труд, живопись; технический ручной труд, домоводство, оказание первой помощи, эвритмия, живопись, рисование и лепка, а также образное обучение). Большую роль на протяжении всего процесса обучения и воспитания играет искусство (музыка, изобразительное искусство, эвритмия, искусствоведение) как особая форма духовно-практической деятельности.

Таким образом, Вальдорфская школа представляет интерес для сурдопедагогики вследствие общности целей, задач, методов обучения.

1) точную настройку КИ,

2) развитие восприятия окружающих звуков и речи с помощью КИ,

3) развитие и коррекцию устной речи (у ранооглохших пациентов),

4) развитие языковой системы (у детей, потерявших слух до овладения речью),

5) развитие коммуникативных навыков (у ранооглохших детей и подростков),

6) развитие мышления, эмоционально-волевой сферы и др.

7) психологическая работа с пациентом и его близкими.

Успех слухоречевой реабилитации пациента с КИ зависит от усилий и слаженного взаимодействия многих специалистов медицинского, педагогического и психологического профиля, а также родителей и близких.

Таким образом, благодаря техническому прогрессу, ранней диагностики нарушений слуха, интенсивной разработке методов слухоречевой реабилитации с использованием последних достижений в области слухопротезирования возрастает число кохлеарноимплантированных детей. Современные кохлеарные импланты обеспечивают ребенку с большой потерей слуха возможность осваивать речь естественным способом - посредством слуха. Актуальной становится проблема оказания педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста, а также разработка моделей включения таких детей в массовые образовательные учреждения.

Заключение

На основе проведенного обзора научно-методической литературы можно сделать следующие выводы:

1. Принципы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны между собой и функционируют как целостная система. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников.

2. На разных исторических этапах развития сурдопедагогики отношение к людям с нарушением слуха, и в целом к глухоте менялось. В эпоху Средневековья, с церковной точки зрения, глухота рассматривалась как наказание. Интерес же к глухоте, как к заболеванию, а также развитие сурдопедагогической теории и практики началось в эпоху Возрождения.

3. С развитием науки, достижениями в области медицины, демократическими и гуманистическими тенденциями в современной отечественной сурдопедагогике появились альтернативные подходы, различные по философским и методологическим концепциям, базирующиеся на различном понимании целей и методов обучения детей с нарушением слуха.

4. Мировой опыт позитивным образом отразился на отечественной сурдопедагогике и способствовал пересмотру традиционной системы обучения. На сегодняшний день в современной сурдопедагогике существует множество подходов, различных по философским и методологическим концепциям. Создание и развитие новых типов учреждений позволяет успешно реализовывать инновационные идеи в обучении, воспитании, реабилитации и социализации детей с нарушением слуха.

5. Согласно личностно-деятельностному подходу сущность педагогического процесса в современной школе для детей с нарушениями слуха заключается во всестороннем гармоническом развитии личности на различных возрастных этапах и направленности на свободное и творческое самоопределение индивидуальности.

Страница:  1   2 

Рекомендуем!

Источник: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65625b3...

  • Автор: Spirito
  • 20.02.2015, 22:56
  • Посмотрели: 771


Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Заболевания головы